22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Это событие потребовало максимальной мобилизации всех ресурсов страны.
Большая часть специалистов, а также сезонных и постоянных работников лесной отрасли были призваны на фронт. Туда же была направлена основная масса гужевого и автомобильного транспорта, а также тракторов и механизмов. В то же время фронт и оборонная промышленность нуждались в большом количестве древесины. Поскольку большинство мужчин трудоспособного возраста были призваны в армию, лесозаготовками пришлось заниматься тысячам девушек, женщин и подростков, многие из которых никогда не держали в руках пилы и топора. Благодаря их героическому труду, а также труду оставшихся в тылу работников лесного комплекса, удалось избежать топливного кризиса. Для заготовки дров разрешалось использовать любые лесные массивы лесного фонда и лесов местного значения, расположенные вблизи удобных путей транспорта с целью минимизации затрат на доставку топлива потребителям.
В период Великой Отечественной войны лесопромышленный комплекс Иркутской области вынужден был сократить производство по большинству позиций. Его валовая продукция в 1940–1945 годах уменьшилась в 1,8 раза. В то же время увеличились объёмы заготовки древесины для нужд военных заводов. С первых дней войны потребовалось большое количество специальной тары для боеприпасов, военного снаряжения и оружия. Резко вырос спрос на авиационную фанеру для самолётостроения, водостойкую фанеру для судостроения. Из древесины изготавливались детали и агрегаты самолётов, такие как винты, лыжи, фюзеляжи и другие компоненты. Высококачественная древесина кедра использовалась для изготовления аккумуляторного шпона. Значительное количество ценной древесины шло на изготовление ложевой болванки.
Конечно, в военное время было невозможно соблюдать правила ведения лесного хозяйства. Однако руководство страны уделяло большое внимание лесам и заботилось об их сохранности для будущих поколений. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 23 апреля 1943 года леса были разделены на три группы в зависимости от их народнохозяйственного значения. Для каждой группы был установлен соответствующий режим ведения хозяйства и лесопользования.
К первой группе были отнесены леса государственных заповедников, почвозащитные и лесозащитные леса, а также леса, расположенные вокруг промышленных предприятий и городов, ленточные боры в Западной Сибири и степные колки. В лесах первой группы разрешалось проводить только рубки ухода за лесом, санитарные рубки и выборочные рубки перестойного леса. Сплошные рубки всех видов были запрещены.
Ко второй группе были отнесены леса, расположенные в малолесных густонаселённых районах и имеющие как эксплуатационное, так и защитное значение.
К третьей группе были отнесены остальные леса государственного лесного фонда, в том числе леса Иркутской области (за исключением лесов, отнесённых к первой группе). В эксплуатационных лесах третьей группы разрешалось проводить промышленные рубки в неограниченных размерах в соответствии с планом лесозаготовок.
В том же 1943 году 29 августа было принято постановление Государственного комитета обороны СССР о выделении 500-метровых защитных полос по обеим сторонам полотна железных дорог. Менее чем через год Совет Народных Комисаров СССР распоряжением от 14 июля 1944 года обязал всех держателей лесного фонда в месячный срок выделить в лесных массивах, примыкающих к автомобильным дорогам союзного, республиканского и областного значения, защитные полосы шириной по 2500 метров, считая от оси дороги. Сплошнолесосечные рубки в этих полосах были запрещены. Перечисленные нормативные акты определили государственную техническую и экономическую политику в отношении лесов, явились основой дифференцированного ведения лесного хозяйства.
Использованы материалы из книги почетного работника леса, заслуженного работника лесного хозяйства Иркутской области Леонида Николаевича Ващука «История управления лесами на земле иркутской: от Петра I до наших дней».