Новости
11 февраля 2025

Как Иркутская область приближала Победу

1106

В 2025 году наша страна будет отмечать 80-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим филиал ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Иркутской области» разместит цикл материалов, описывающих незабываемый подвиг советского народа, в том числе наших земляков.

В годы войны Иркутская область стала надёжным тылом для страны. Из Приангарья отправлялись на фронт полки сибиряков, а взамен приходили эшелоны с ранеными бойцами Красной Армии и эвакуированными жителями западных областей.

Дорогами войны прошли 214 тысяч жителей Иркутской области. К сожалению, больше половины из них — 110 тысяч человек, так и не вернулись домой. 

134 жителя Иркутской области удостоены звания Героя Советского Союза, стали полными кавалерами ордена Славы. Два уроженца Приангарья заслужили чести быть удостоенными звания Героя Советского Союза дважды. Одним из них был генерал армии Афанасий Павлович Белобородов, который командовал 78-й Сибирской дивизией, остановившей немцев под Москвой. Подразделение, которым он командовал, приняла свой первый бой 4 ноября 1941 года на Волоколамском направлении. Сибирская дивизия остановила казавшейся неудержимым натиск моторизированной группировки немцев, в которую входили полки и дивизии СС. За это Белобородов получил свою первую Звезду Героя. За освобождение Витебска и взятие Кенигсберга генерал вновь получил звание Героя Советского Союза.

Дважды этого звания был удостоен и уроженец Иркутской области, боевой лётчик, генерал-майор авиации Николай Васильевич Челноков, совершивший за время войны 270 боевых вылетов.

В годы войны вся промышленность Иркутской области была переведена на военные рельсы. Даже учебные заведения работали на оборону. Так, ремесленное училище № 1 Иркутска готовило для фронта огнемёты, детали для реактивных минометов «Катюша».

В Иркутскую область были эвакуированы десятки заводов и фабрик из центральной части страны. Регион внес значительный вклад в создание боевой авиации, крыльев Родины, которые прикрывали действующую армию с воздуха. Иркутский авиазавод за годы период Великой Отечественной войны выпустил 2174 боевых самолёта, что помогло восполнить большие потери военно-воздушного флота Красной Армии в начале войны. 

Иркутский завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева выпускал вооружение для нужд фронта. Коллектив предприятия принимал активное участие в формировании танковых колонн «Иркутский комсомолец», «Иркутский железнодорожник», «Сибиряк», «Иркутский связист».

Локальной особенностью в помощи фронту стала работа знаменитых Ленских золотых приисков. Золото требовалось для оплаты грузов, которые закупала страна за рубежом. «Лензолото» не только сохранило, но и нарастило уровень золотодобычи.

Иркутский завод дорожных машин с 1941 года выполнял оборонные заказы по ремонту машин для Красной Армии. Позже специалисты освоили также сборку поставлявшихся от союзников автомобилей - «Фордов», «Шевроле», «Студебеккеров».

 

Использованы материалы из открытых источников сети Интернет.